Главная / Резолюция конференции

Резолюция Всероссийской конференции
«Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Москва,  23-24 апреля 2008 г.)

Заслушав и обсудив доклады и выступления  работников российской системы профессионального образования, представителей научного сообщества и работодателей и их крупных объединений -  Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты  участники  Всероссийской конференции отмечают.

Успешные макроэкономические показатели развития страны последних лет свидетельствуют о наметившейся устойчивой тенденции  экономического роста. Среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта в 1999-2006 гг. составили 6,7%, объема промышленного производства – 6,1%, сельскохозяйственного производства – 3,8 %, инвестиций в основной капитал – 10,5%.  Уже восемь лет подряд  фиксируется профицит федерального бюджета. Растет доверие населения к финансовой системе страны.

В тоже время экономика страны характеризуется и такими явлениями, как энергосырьевая «игла», примитивизация  промышленности, ежегодное нарастание высокого уровня инфляции, отсутствие реальных сдвигов в инновационных отраслях, наконец, тревожные тенденции в сфере образования, а также других социальных сферах.

Таким образом, качественные характеристики российской экономики не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции и,  по-прежнему, оставаться уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых  и финансовых рынков, а также  характеризоваться низким уровнем эффективности использования имеющихся собственных ресурсов. При этом в явном виде обозначились новые ограничения роста, связанные с недостаточным развитием производственной, транспортной и энергетической инфраструктуры, острым дефицитом специалистов с высшим  профессиональным образованием технического профиля, а также высококвалифицированных  рабочих на федерально-региональных рынках труда.

Очевидно, что дальнейшее развитие экономики страны, повышение устойчивости и темпов экономического роста невозможно без осуществления активной государственной образовательной политики, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Учитывая  вышеизложенное, в целях активизации  деятельности в сфере развития человеческого потенциала и достижения нового качества современного профессионального образования участники Всероссийской конференции «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» РЕКОМЕНДУЮТ скоординировать действия на следующих приоритетных направлениях:

1. В сфере инвестиционных стратегий.

При формировании инвестиционной политики регионов и страны  в целом необходимо:

  • учитывать степень их воздействия на уровень и качество жизни населения конкретного региона;

  • стимулировать реализацию инвестиционных проектов, направленных на замещение устаревших и создание новых рабочих мест с достойными условиями труда, прежде всего, с точки зрения  ценовой политики оплаты труда и сохранения здоровья;

  • сформировать «новую модель образования», имеющую  опережающий характер  подготовки кадров  для реализации конкретных инвестиционных проектов на стадии освоения ресурсов  и дальнейшей экономической деятельности, а также нацеленной на постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки трудовых ресурсов от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики;

  • создать национальную систему квалификаций для обеспечения  сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении;

  • создать  новую  систему  внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров,  дополнительного и непрерывного образования кадров на производстве, как обязательного условия поддержания высокого качества  рабочей силы.

2. Продлить действие доказавшего  свою эффективность приоритетного национального проекта «Образование», осуществив совершенствование его организационной структуры, в том числе посредством реструктуризации  отдельных его направлений.

3. В целях  укрепления и развития частно-государственного партнерства бизнеса и образования и опираясь на Федеральный  закон от 1 декабря 2007г. № 307, предусматривающий расширение прав работодателей по участию в развитии сферы образования  необходимоиспользовать в практике  механизмы:

  • внедрения мониторинга и прогнозирования потребностей новой экономики в квалифицированных кадрах в целях обеспечения  адекватной  профессионально-квалификационной структуры подготовки, т.е. обеспечения сбалансированности рынков труда и образовательных услуг;

  • включения работодателей в разработку и реализацию государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработку профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетенциях, формирование перечней направлений подготовки и т.д.;

  • предоставления работодателям ряда налоговых преференций, в том числепутем предоставления права вычета  из налогооблагаемой базы налога  на прибыль 50% стоимости компаний (но не более 10% от прибыли до уплаты налогов) по обучению  кадров в лиценцированных учебных заведениях;

  • развития системы общественной аккредитации образовательных учреждений;

  • внедрения форм и методов государственно-общественного  управления образованием.

4. В условиях активизации процессов регионализации профессионального образования  и  нарастания  тенденции существенного  сокращения контингентов обучающихся в общем и профессиональном образовании  и в целях повышения эффективности использования бюджетных средств разработать и осуществить мероприятия по  оптимизации действующей сети образовательных учреждений, как нафедеральном, так и региональном уровнях путем:

  • развития действующей типологии образовательных учреждений, т.е. создания многоуровневых образовательных учреждений, реализующих программы различных уровней образования (университетские комплексы), ресурсных центров и т.д.;

  • укрупнения (интеграции) образовательных единиц;

  • совершенствования инфраструктуры образовательного учреждения с точки зрения управления собственностью и кадрами.

5. В сфере законотворческой деятельности.

Вцелях сохранения единства образовательного пространства на всей территории Российской Федерации необходимо «проинвентаризировать» региональное образовательное законодательство для  приведения  его на соответствие  с нормами федеральных  законов  и подзаконных  актов

6. В целях повышения инвестиционной привлекательности и увеличения экономической самостоятельности образовательных учреждений необходимо активное внедрение в практику новых механизмов финансирования:

  • нормативно-подушевого по всем уровням профессионального образования;

  • финансирования ориентированного на результат;

  • перехода бюджетного учреждения в автономное образовательное учреждение;

  • создание целевого капитала;

  • образовательного кредитования и т.д.

7. В сфере социальной поддержки обучающихся и работников образования необходимо:

  • внедрение новой отраслевой системы оплаты труда;

  • пересмотреть систему пенсионного обеспечения;

  • довести размер стипендиального обеспечения обучающихся до уровня прожиточного минимума;

  • восстановить питание обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования очной формы обучения, обеспечивая, таким образом,  сохранение здоровья подростков;

  • повысить планку социального налогового вычета (или НДФЛ) с 50 тыс. рублей в год до 150 тыс. рублей,  распространив эту норму на обучающихся по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в учреждениях профессионального образования.

8. Внедрение новых финансовых механизмов и мер социальной поддержки обучающихся и работников профессионального образования  необходимо  сопровождать постепенным и неуклонным наращиванием доли расходов на сферу образования в консолидированном  бюджете страны до уровня развитых стран, поскольку только высококвалифицированные кадры могут стать фактором перехода страны к «инновационной» модели развития, «экономике стимулов», основанной на частной инициативе и конкуренции.

***

На  решение этих задач  должны  быть нацелены совместные усилия федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной  власти, органов управления образованием и по труду и занятости населения, работодателей и их объединений,  других социальных партнеров, институтов гражданского общества,  а также представителей всех слоев населения.  

 
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
© 2007 РИА «Мэкс-инфо»