Главная / Резолюция конференции
Резолюция Всероссийской конференции
«Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 23-24 апреля 2008 г.)
Заслушав и обсудив доклады и выступления работников российской системы профессионального образования, представителей научного сообщества и работодателей и их крупных объединений - Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты участники Всероссийской конференции отмечают.
Успешные макроэкономические показатели развития страны последних лет свидетельствуют о наметившейся устойчивой тенденции экономического роста. Среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта в 1999-2006 гг. составили 6,7%, объема промышленного производства – 6,1%, сельскохозяйственного производства – 3,8 %, инвестиций в основной капитал – 10,5%. Уже восемь лет подряд фиксируется профицит федерального бюджета. Растет доверие населения к финансовой системе страны.
В тоже время экономика страны характеризуется и такими явлениями, как энергосырьевая «игла», примитивизация промышленности, ежегодное нарастание высокого уровня инфляции, отсутствие реальных сдвигов в инновационных отраслях, наконец, тревожные тенденции в сфере образования, а также других социальных сферах.
Таким образом, качественные характеристики российской экономики не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции и, по-прежнему, оставаться уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков, а также характеризоваться низким уровнем эффективности использования имеющихся собственных ресурсов. При этом в явном виде обозначились новые ограничения роста, связанные с недостаточным развитием производственной, транспортной и энергетической инфраструктуры, острым дефицитом специалистов с высшим профессиональным образованием технического профиля, а также высококвалифицированных рабочих на федерально-региональных рынках труда.
Очевидно, что дальнейшее развитие экономики страны, повышение устойчивости и темпов экономического роста невозможно без осуществления активной государственной образовательной политики, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Учитывая вышеизложенное, в целях активизации деятельности в сфере развития человеческого потенциала и достижения нового качества современного профессионального образования участники Всероссийской конференции «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» РЕКОМЕНДУЮТ скоординировать действия на следующих приоритетных направлениях:
1. В сфере инвестиционных стратегий.
При формировании инвестиционной политики регионов и страны в целом необходимо:
- учитывать степень их воздействия на уровень и качество жизни населения конкретного региона;
- стимулировать реализацию инвестиционных проектов, направленных на замещение устаревших и создание новых рабочих мест с достойными условиями труда, прежде всего, с точки зрения ценовой политики оплаты труда и сохранения здоровья;
- сформировать «новую модель образования», имеющую опережающий характер подготовки кадров для реализации конкретных инвестиционных проектов на стадии освоения ресурсов и дальнейшей экономической деятельности, а также нацеленной на постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки трудовых ресурсов от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики;
- создать национальную систему квалификаций для обеспечения сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении;
- создать новую систему внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, дополнительного и непрерывного образования кадров на производстве, как обязательного условия поддержания высокого качества рабочей силы.
2. Продлить действие доказавшего свою эффективность приоритетного национального проекта «Образование», осуществив совершенствование его организационной структуры, в том числе посредством реструктуризации отдельных его направлений.
3. В целях укрепления и развития частно-государственного партнерства бизнеса и образования и опираясь на Федеральный закон от 1 декабря 2007г. № 307, предусматривающий расширение прав работодателей по участию в развитии сферы образования необходимоиспользовать в практике механизмы:
- внедрения мониторинга и прогнозирования потребностей новой экономики в квалифицированных кадрах в целях обеспечения адекватной профессионально-квалификационной структуры подготовки, т.е. обеспечения сбалансированности рынков труда и образовательных услуг;
- включения работодателей в разработку и реализацию государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработку профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетенциях, формирование перечней направлений подготовки и т.д.;
- предоставления работодателям ряда налоговых преференций, в том числепутем предоставления права вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль 50% стоимости компаний (но не более 10% от прибыли до уплаты налогов) по обучению кадров в лиценцированных учебных заведениях;
- развития системы общественной аккредитации образовательных учреждений;
- внедрения форм и методов государственно-общественного управления образованием.
4. В условиях активизации процессов регионализации профессионального образования и нарастания тенденции существенного сокращения контингентов обучающихся в общем и профессиональном образовании и в целях повышения эффективности использования бюджетных средств разработать и осуществить мероприятия по оптимизации действующей сети образовательных учреждений, как нафедеральном, так и региональном уровнях путем:
- развития действующей типологии образовательных учреждений, т.е. создания многоуровневых образовательных учреждений, реализующих программы различных уровней образования (университетские комплексы), ресурсных центров и т.д.;
- укрупнения (интеграции) образовательных единиц;
- совершенствования инфраструктуры образовательного учреждения с точки зрения управления собственностью и кадрами.
5. В сфере законотворческой деятельности.
Вцелях сохранения единства образовательного пространства на всей территории Российской Федерации необходимо «проинвентаризировать» региональное образовательное законодательство для приведения его на соответствие с нормами федеральных законов и подзаконных актов
6. В целях повышения инвестиционной привлекательности и увеличения экономической самостоятельности образовательных учреждений необходимо активное внедрение в практику новых механизмов финансирования:
- нормативно-подушевого по всем уровням профессионального образования;
- финансирования ориентированного на результат;
- перехода бюджетного учреждения в автономное образовательное учреждение;
- создание целевого капитала;
- образовательного кредитования и т.д.
7. В сфере социальной поддержки обучающихся и работников образования необходимо:
- внедрение новой отраслевой системы оплаты труда;
- пересмотреть систему пенсионного обеспечения;
- довести размер стипендиального обеспечения обучающихся до уровня прожиточного минимума;
- восстановить питание обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования очной формы обучения, обеспечивая, таким образом, сохранение здоровья подростков;
- повысить планку социального налогового вычета (или НДФЛ) с 50 тыс. рублей в год до 150 тыс. рублей, распространив эту норму на обучающихся по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в учреждениях профессионального образования.
8. Внедрение новых финансовых механизмов и мер социальной поддержки обучающихся и работников профессионального образования необходимо сопровождать постепенным и неуклонным наращиванием доли расходов на сферу образования в консолидированном бюджете страны до уровня развитых стран, поскольку только высококвалифицированные кадры могут стать фактором перехода страны к «инновационной» модели развития, «экономике стимулов», основанной на частной инициативе и конкуренции.
***
На решение этих задач должны быть нацелены совместные усилия федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, органов управления образованием и по труду и занятости населения, работодателей и их объединений, других социальных партнеров, институтов гражданского общества, а также представителей всех слоев населения.
|