Главная / Пресс-центр

ПРЕСС-РЕЛИЗ

              Глобализация экономики,  вступление  страны в ВТО и структурные изменения в экономике значительно повышают  требования к  качеству рабочей силы, ее  оптимальному распределению и  использованию. 
              В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике. Реализуются  Концепция модернизации российского образования, Национальные проекты образования, разрабатываются новые образовательные стандарты, основанные на компетенциях, укрепляется партнерство учреждений профессионального образования с работодателями.
              Вместе с тем, наблюдается запаздывающая реакция учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования на происходящие  в  новой экономике  преобразования.
              Качество и структура подготовки  многих выпускников учреждений    профессионального образования не отвечает требованиям новой экономики, на рынке труда более 80%  вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес выпускников, осваивающих такие профессии,  составляет лишь 30% от общего количества выпускников.
              Многие учреждения профессионального образования готовят кадры без учета потребностей работодателей, вследствие чего наблюдается перепроизводство  не востребованных экономикой специалистов с высшим  профессиональным образованием  при одновременном сокращении объемов подготовки  квалифицированных рабочих для  базовых отраслей экономики.  В то же  время до 40 % выпускников учреждений профессионального образования, освоивших не востребованные рынком труда профессии,  не могут своевременно трудоустроиться,  30 %  трудоустраиваются не по полученной специальности, 60 %  безработной молодежи  имеет только полное или неполное общее среднее образование. Значительное количество выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ попадает на рынок труда, не имея профессий.     
              Система внутрифирменного  обучения  персонала  в 90-е годы прошлого столетия была  практически разрушена и начинает медленно возрождаться,  периодичность повышения квалификации  персонала   составляет 8-10 лет, в то время как в развитых странах -3-5 лет. Вследствие  этого   около 60 % работников,    высвобождаемых в  результате  структурной перестройки, нуждаются   в получении новой профессии или  в повышении  квалификации. Все еще недостаточны объемы  профессионального обучения высвобождаемых работников и безработных граждан. 
              Многие работодатели не уделяют достаточного внимания  укреплению учебно-материальной базы и кадрового состава  учреждений профессионального образования.
              В  РФ, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, качество рабочей силы  становится  критическим.  Более 50 % работников, занятых  в отраслях экономики,  являются работниками  простого,  неквалифицированного труда с узкой специализацией, лишь 5 % экономически активного населения относятся к категории специалистов высшей квалификации,  в то время как в ФРГ - 56 %, в США –  43 %.
              В этих условиях  профессиональное образование и переподготовка  кадров   должны стать приоритетом   экономической и социальной  политики государства и работодателей,   наиболее эффективным  путем  обеспечения высокого качества рабочей силы, ее эффективной занятости, выпуска конкурентоспособной продукции.
              Чтобы система  профессионального образования  эволюционировала в нужном направлении  необходимо  значительно повысить качество подготовки выпускников,  привести  объемы и структуру подготовки кадров в соответствии с потребностями  рынка труда и  работодателей.

Заслушав и обсудив доклады и выступления  работников системы профессионального образования РФ, представителей Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты,  ученых, участники  Всероссийской конференции «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы»  отмечают - для достижения нового качества профессионального образования необходимо:

  •  внедрение программно-целевых моделей развития регионального профессионального образования, в которых объёмы подготовки и качество профобразования развиваются в режиме мониторинга. Необходима политическая воля руководителей регионов для ликвидации дисбаланса в объёмах подготовки для регионального рынка труда.
  •  мониторинг и прогнозирование развития  региональных рынков  труда,  определение потребностей  экономики в рабочей силе, обоснование объемов и оптимальной структуры   ее подготовки в   учреждениях  начального, среднего и  высшего профессионального образования, создание в регионах  информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее  востребованных  профессиях (специальностях), возможностях получения  профессионального образования и трудоустройства;
  •  совместная работа с работодателями по разработке и внедрению  профессиональных  стандартов, как основы для нового поколения  образовательных стандартов и новых моделей  профессионального образования, основанных на компетенциях; 
  •  разработка принципиально нового поколения  учебно-программной документации, отвечающей требованиям работодателя, интеграция в европейское образовательное пространство; 
  •  внедрение систем мониторинга качества профессионального образования (на региональном и локальном уровнях), новых педагогических технологий, форм и методов профессионального образования и переподготовки кадров;
  •  создание высокого уровня квалификации педагогических кадров и организации учебного процесса, мониторинг эффективности   профессиональной переподготовки и повышения  квалификации педагогических кадров;
  •  создание новой системы  внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров,  дополнительного и непрерывного образования кадров на производстве, как обязательного условия поддержания высокого качества  рабочей силы;
  •  совместная работа учреждений профессионального образования и бизнеса  по  подготовке кадров для  сферы  предпринимательства с учетом приоритетов социально-экономического развития регионов;
  •  развитие государственно-общественной системы управления образованием и построение  системы мониторинга и оценки качества  профессионального образования с широким участием работодателей и социальных партнеров;
  •  создание национальной системы квалификаций для обеспечения  сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении.

              На  решение этих задач  должна  быть нацелена  реформа  профессионального образования и совместные усилия федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов образования, работодателей, служб занятости, социальных партнеров  в рамках  федеральных, отраслевых и   региональных программ.

 

Пресс-центр Конференции: 950-51-01,  670-08-91
http://edu.meks-info.ru. Email: mail@meks-info.ru
 (Москвина Вера Михайловна)

 

 

 
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
© 2007 РИА «Мэкс-инфо»