Глобализация экономики, вступление страны в ВТО и структурные изменения в экономике значительно повышают требования к качеству рабочей силы, ее оптимальному распределению и использованию.
В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике. Реализуются Концепция модернизации российского образования, Национальные проекты образования, разрабатываются новые образовательные стандарты, основанные на компетенциях, укрепляется партнерство учреждений профессионального образования с работодателями.
Вместе с тем, наблюдается запаздывающая реакция учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования на происходящие в новой экономике преобразования.
Качество и структура подготовки многих выпускников учреждений профессионального образования не отвечает требованиям новой экономики, на рынке труда более 80% вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес выпускников, осваивающих такие профессии, составляет лишь 30% от общего количества выпускников.
Многие учреждения профессионального образования готовят кадры без учета потребностей работодателей, вследствие чего наблюдается перепроизводство не востребованных экономикой специалистов с высшим профессиональным образованием при одновременном сокращении объемов подготовки квалифицированных рабочих для базовых отраслей экономики. В то же время до 40 % выпускников учреждений профессионального образования, освоивших не востребованные рынком труда профессии, не могут своевременно трудоустроиться, 30 % трудоустраиваются не по полученной специальности, 60 % безработной молодежи имеет только полное или неполное общее среднее образование. Значительное количество выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ попадает на рынок труда, не имея профессий.
Система внутрифирменного обучения персонала в 90-е годы прошлого столетия была практически разрушена и начинает медленно возрождаться, периодичность повышения квалификации персонала составляет 8-10 лет, в то время как в развитых странах -3-5 лет. Вследствие этого около 60 % работников, высвобождаемых в результате структурной перестройки, нуждаются в получении новой профессии или в повышении квалификации. Все еще недостаточны объемы профессионального обучения высвобождаемых работников и безработных граждан.
Многие работодатели не уделяют достаточного внимания укреплению учебно-материальной базы и кадрового состава учреждений профессионального образования.
В РФ, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, качество рабочей силы становится критическим. Более 50 % работников, занятых в отраслях экономики, являются работниками простого, неквалифицированного труда с узкой специализацией, лишь 5 % экономически активного населения относятся к категории специалистов высшей квалификации, в то время как в ФРГ - 56 %, в США – 43 %.
В этих условиях профессиональное образование и переподготовка кадров должны стать приоритетом экономической и социальной политики государства и работодателей, наиболее эффективным путем обеспечения высокого качества рабочей силы, ее эффективной занятости, выпуска конкурентоспособной продукции.
Чтобы система профессионального образования эволюционировала в нужном направлении необходимо значительно повысить качество подготовки выпускников, привести объемы и структуру подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда и работодателей.
Заслушав и обсудив доклады и выступления работников системы профессионального образования РФ, представителей Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, ученых, участники Всероссийской конференции «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» отмечают - для достижения нового качества профессионального образования необходимо:
- внедрение программно-целевых моделей развития регионального профессионального образования, в которых объёмы подготовки и качество профобразования развиваются в режиме мониторинга. Необходима политическая воля руководителей регионов для ликвидации дисбаланса в объёмах подготовки для регионального рынка труда.
- мониторинг и прогнозирование развития региональных рынков труда, определение потребностей экономики в рабочей силе, обоснование объемов и оптимальной структуры ее подготовки в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, создание в регионах информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребованных профессиях (специальностях), возможностях получения профессионального образования и трудоустройства;
- совместная работа с работодателями по разработке и внедрению профессиональных стандартов, как основы для нового поколения образовательных стандартов и новых моделей профессионального образования, основанных на компетенциях;
- разработка принципиально нового поколения учебно-программной документации, отвечающей требованиям работодателя, интеграция в европейское образовательное пространство;
- внедрение систем мониторинга качества профессионального образования (на региональном и локальном уровнях), новых педагогических технологий, форм и методов профессионального образования и переподготовки кадров;
- создание высокого уровня квалификации педагогических кадров и организации учебного процесса, мониторинг эффективности профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- создание новой системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, дополнительного и непрерывного образования кадров на производстве, как обязательного условия поддержания высокого качества рабочей силы;
- совместная работа учреждений профессионального образования и бизнеса по подготовке кадров для сферы предпринимательства с учетом приоритетов социально-экономического развития регионов;
- развитие государственно-общественной системы управления образованием и построение системы мониторинга и оценки качества профессионального образования с широким участием работодателей и социальных партнеров;
- создание национальной системы квалификаций для обеспечения сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении.
На решение этих задач должна быть нацелена реформа профессионального образования и совместные усилия федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов образования, работодателей, служб занятости, социальных партнеров в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ.
Пресс-центр Конференции: 950-51-01, 670-08-91
http://edu.meks-info.ru. Email: mail@meks-info.ru
(Москвина Вера Михайловна)
|