Главная /


Материалы к выступлению
Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко
на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации
по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
(Москва, 25 декабря 2007г.)

 

Об основных итогах и перспективах реализации
приоритетного национального проекта "Образование"

Мы рассматриваем образование как основу инновационного развития экономики и общества, инструмент перевода страны на инновационный путь развития. Эти задачи были поставлены Президентом страны в Послании Федеральному Собранию в мае две тысячи четвертого года, а в сентябре две тысячи пятого - заявлены главные пути их решения. Приоритетный национальный проект стал катализатором необходимых системных изменений в образовании.

Все мероприятия приоритетного национального проекта были взаимоувязаны с законопроектной деятельностью в области образования. Такой комплексный подход с одной стороны, позволил ускорить и к концу 2007 года в основном завершить формирование правового фундамента современного образования. С другой стороны, он позволил добиться реальных результатов.

Прежде чем назвать их, обозначу общие направления движения, целевые ориентиры. Их два:

переход экономики на инновационный путь развития (через развитие человеческого капитала)

и решение социальных задач (т.е. реализация социальных прав и гарантий граждан).

Приоритетный национальный проект в равной степени "работает" на оба направления.

Через мероприятия национального проекта впервые в масштабе страны были реализованы ключевые принципы построения системы образования, адекватной современным и перспективным социальным и экономическим требованиям.

Первый принцип - открытость образования к внешним запросам.

Второй принцип - применение новых управленческих инструментов, позволяющих системе образования гибко реагировать на "внешний" заказ. Это:

новые технологии оценки качества образования;

современные финансово-экономические механизмы;

проектные и командные подходы, логика "деньги в обмен на обязательства". При этом, на наш взгляд, должны расти как обязательства, так и соответствующее финансирование.

Третий принцип - "ставка на лидеров" (на лучших учителей, инновационные школы, вузы, учреждения начального и среднего профессионального образования, регионы), успешно реализующих новые инструменты на практике. Поддержка лидеров позволила задать действующие образцы новых образовательных практик.

Забегая вперед, скажу, что новые успешные механизмы и технологии модернизации, апробированные в национальном проекте, активно используются во всем образовательном сообществе.

Еще один эффект приоритетного национального проекта - обновление представлений о том, что такое современное образование.

Существует много цифр, характеризующих приоритетный национальный проект "Образование". Не буду их все приводить - они есть в материалах и на слайдах. Но об одной скажу.

Одним из ключевых целевых параметров стало повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях. Сегодня в таких условиях обучаются менее 30 процентов детей, хотя за два последних года это число возросло более чем в два раза. В рамках комплексных проектов модернизации образования к две тысячи десятому году планируется довести долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 70 процентов.

Обновление представлений о современном качестве образования нашло отражение в принятом недавно законе о новой структуре образовательных стандартов. Уже на этапе его подготовки работодатели активно включились в работу по формированию современных требований к результатам образования.

В области профессионального образования основные усилия (национального проекта) были направлены на повышение эффективности использования результатов в экономическом развитии страны.

С этой целью выявлены и получили государственную поддержку инновационные программы 57-ми вузов в области транспорта, авиации, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. Все эти программы востребованы и поддержаны реальным сектором экономики; выполняются в условиях интеграции образования, науки и производства.

В национальном проекте также впервые апробируются новые модели организации вузов, ориентированные на комплексное решение задач экономического и социального развития территорий. Речь идет о создании федеральных университетов. Как мы и предлагали ранее, государственная поддержка их программ развития должна быть продолжена в дальнейшем. По нашим оценкам объемы ежегодной поддержки - по 5 млрд. рублей.

С учетом наработок федеральных университетов предстоит распространить эффективные механизмы включения учреждений профессионального образования в программы регионального и макрорегионального развития.

Уже сегодня передовые вузы, ведущие научно-образовательные центры начали объединяться в сеть, ориентированную на решение инновационных задач развития в масштабах страны.

Предлагаем в развитие этого мероприятия в 2009 году провести конкурс среди интегрированных сетевых научно-образовательных программ. При этом интеграция должна обеспечивать максимальное взаимодействие науки и экономики с образованием.

Не меньшее значение имела поддержка в рамках приоритетного национального проекта системы начального и среднего профессионального образования. В прошедшем году такую поддержку (на конкурсной основе) получили первые 76 организаций, реализующих инновационные программы по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Причем софинансирование со стороны бизнеса и регионов по этому направлению превысило объемы федеральной поддержки.

Дальнейшая поддержка вневузовского профессионального образования должна совмещаться с его постепенной передачей на региональный и корпоративный уровень.

Региональное софинансирование и поддержка ощутимы и по другим направлениям приоритетного национального проекта "Образование". Так, в поддержке школьного образования рекордсменом стал Краснодарский край, который на каждый федеральный рубль вложил семь рублей из краевого бюджета.

В регионах, в которых в условиях комплексной модернизации начат переход на новую систему оплаты труда учителей, также достигнуты важные системные эффекты. Так, зарплата у 15% наиболее квалифицированных учителей уже на 20-25% превысила среднюю по экономике.

Добавлю. Мы провели выборочную оценку средней заработной платы учителей высшей категории. И если год назад только в 15-ти процентах регионов она превосходила среднюю по экономике, то сегодня - уже в 80-ти процентах регионов.

Представляется, что в ближайшие годы часть направлений национального проекта будет продолжаться в рамках ФЦПРО и региональных целевых программ. Туда постепенно должны перейти:

  • введение новых систем оплаты труда,
  • вознаграждение за классное руководство,
  • поставка в школы современного учебного оборудования и автобусов,
  • а также в перспективе поддержка лучших учителей и инновационных школ.

В то же время на федеральном уровне необходимо сохранить конкурсные мероприятия, которые позволили бы определять и поощрять лидеров в масштабах страны.

Предстоит обеспечить развитие информационных технологий и максимальное использование возможностей созданной в рамках национального проекта коммуникационной инфраструктуры. Для этого - продолжить разработку общедоступных электронных образовательных ресурсов. Такая работа сегодня уже активно ведется, причем с участием лучших учителей.

Дальнейшая поддержка профессионального образования сопряжена в первую очередь с введением новых образовательных стандартов. Их разработка с участием работодателей может осуществляться в рамках ФЦПРО (в разделе "Исследования"). А внедрение - в рамках инновационной деятельности, освоенной в национальном проекте. При этом повторюсь: инновационная деятельность вышла за рамки исключительно победителей национального проекта, в нее вовлечено все образовательное сообщество.

Чтобы обеспечить успешное внедрение новых стандартов, необходимо одновременно с их разработкой направить государственную поддержку на обновление системы повышения квалификации кадров и непосредственно на обучение тех, кто будет внедрять стандарты. В первую очередь, руководителей учреждений. Соответствующее поручение дано по итогам заседания Совета по приоритетным национальным проектам в Белгороде в сентябре этого года.

При этом внедрение новых стандартов неминуемо влечет за собой обновление системы оценки качества образования и аттестации кадров.

Таким образом, приоритетный национальный проект обеспечил создание всех необходимых элементов новой модели образования.

Модели, в которой качество образования - это прежде всего конкурентоспособность и востребованность каждого выпускника как современной экономикой, так и современным обществом. Подчеркну: востребованности человека, а не диплома.

Модели, развитие которой определяется не внутренними проблемами образования, а стратегическими вызовами экономики и общества, ключевыми вопросами социально-экономической жизни страны.

Модели, в которой главная ставка делается на инициативу; и инструменты ресурсной поддержки становятся все более адресными, направленными на реальных, а не назначенных раз и навсегда лидеров.

Эти принципы в гораздо большей степени, чем раньше, должны носить комплексный характер, учитывая все наиболее значимые элементы становящейся современной модели образования.

Как мы видим, предпосылки для того, чтобы образование уже в среднесрочной перспективе стало инструментом перевода страны на инновационный путь развития, созданы. Предстоит реализовать потенциал, который в них заложен.

 

 
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
© 2007 РИА «Мэкс-инфо»